Как только ни называли обувь Nike Air Force 1 разные поколения: эйры, форсы, аптауны или просто "белые". И это ли не свидетельство большой народной любви?
Их история не только долгая, но и по-настоящему захватывающая. Какой же день считать точкой ее отсчета? Дату презентации? Или старта работы над эскизом? Предлагаем взглянуть на события еще более ранние.
Взлет
В 70-е годы прошлого века начала очень необычное сотрудничество - с авиационным инженером НАСА Фрэнком Руди. Как выяснилось, у спортивной обувки и космических кораблей есть много общего. Ну или стало с тех самых пор, когда мистер Руди предложил использовать инертный газ, заключенный в баллон, для амортизации. Эта идея показалась руководству переспективной, и уже в 1979 свет увидели первые кроссовки, сделанная по этой технологии, - Tailwind. Их до сих пор производят, так что примерить легенду может каждый.
Работа над AF1 тогда уже велась. Однако у дизайнера, который взялся за этот проект, что-то не сложилось. В итоге было решено передать его Брюсу Килгору. Тот уже успел отлично себя зарекомендовать, поучаствовав в создании Air Jordan 2, Sock Racer и Shox. Результат вышел отличным, но ни одна из этих разработок не предназначалась для баскетбола. Тем не менее, никто не сомневался, что Килгор с поставленной задачей справится.
И дизайнер не подвел. Но нашлась другая проблема: воплотить в жизнь инновационную технологию оказалось не так просто. Разные производители отказывались изготавливать "странную" подошву. А те, которые соглашались, все равно не справлялись. Однако после долгих поисков нужная фирма нашлась. Правда, достаточно далеко - в Испании. Но расстояние уже не имело значения.
Таким образом, в 1982 удалось, наконец, выпустить первые эйры. Это была средняя по высоте разновидность. Низкая появилась лишь через год.
В любом случае, они являлись первыми баскетами с воздушной амортизацией. Отличить их можно было по фирменному знаку - "кольцу", расположенному прямо на уникальной подошве, именно в том месте, где у баскетболистов находится очень важная точка - опора. Из других отличий назовем еще нос с перфорацией и бортики на подошве.
Представить новый продукт общественности решено было с размахом. Для участия в рекламной кампании пригласили "могучую шестерку" игроков НБА - Бобби Джонса, Майкла Купера, Кэлвина Нэтта, Джамала Уилкса, Майкла Томпсона И Мозеса Мэлоуна. Для каждого из них создали уникальную модель с эксклюзивной расцветкой. Именно их Мэзос надевал в 1983 в рамках чемпионата на игру с Philadelphia 76ers.
Приземление
Успешные продажи шли в течение двух лет. А потом поползли слухи, что ее хотят снять с производства. Тогда с предложением к компании обратились три магазина из Балтимора. Они попросили сделать для них "напоследок" несколько разноцветных вариантов. В Nike это сочли вполне уместным и согласились, но ограничили количество 3000 штук. Все смели с прилавков за считанные дни.
После такого успеха об уводе с рынка модели нечего было и думать. Стало ясно, чего хотят люди, и производитель поспешил им это дать. Так появился проект «Color of the Month». Цветные эфы попали и в другие магазины. Самые продвинутые модники ездили по регионам, выискивая необычные расцветки. говорят, что именно в тот период зародилось увлечение коллекционированием кроссовок.
Танцы
В конце 80-х форсы уже получили звездный статус. Кто только не мечтал купить себе такие! Даже американские наркодилеры, которые тогда переживали эпоху своего расцвета, грезили баскетами от Найк.
А для хип-хоп течения они и вовсе превратились во что-то вроде униформы. Особенно ценились белоснежные. Их с восторгом надевали как рядовые участники движения, так и их кумиры. "Белые" можно увидеть в клипах того времени и на обложках музыкальных альбомов. В начале 2000-х ничего не изменилось, кроме поколения. Но молодежь, пришедшая на смену "старикам", по-прежнему любила белые аптауны.
А в 2002 много шума наделал клип рэпера Нелли «Air Force Ones», почти в каждом кадре которого светилась такая пара. Руководство MTV тогда даже приняло решение запретить его к показу, уж очень рекламным он им показался.
Но Nike уже сделал свои выводы. Фирма начала делать подарки знаменитостям, для каждого придумывая оригинальный дизайн. Кстати, до сих пор остаются особо популярными выпущенные в то время цветные Roc-a-Fella.
Коллаборации
Итак, статус был получен. Но что с этим делать дальше? Как развивать легендарный товар, чтобы сохранить и ее статус, и популярность, и уровень продаж? В Найк решили делать лимитированные релизы. Купить их было сложно: приходилось "доставать". А за некоторыми моделями и вообще отправляться на другой континент. Так, "Linen" и «Ueno» продавались только в Японии.
Для создания новых дизайнов приглашались известные художники из числа молодых. Так, над специальным изданием AF 1 работали Stash и Mister Cartoon.
А в 2014 предложение о совместной работе принял самый популярный в то время дизайнер мира Риккардо Тиши. С его участием был создан пак из четырех товаров. Результат оказался потрясающим, и в Найке поняли, что двигаются в правильном направлении.
Знаменитых имен в списке партнеров компании становилось все больше: Supreme, Stüssy, Трэвис Скотт, Вирджил Абло... Кажется, все крупные фигуры индустрии успели создать "свои" AF.
Но, главное, что эти кроссы продолжают любить и с удовольствием носят миллионы людей по всей планете. Наверняка немногие из них помнят, что изначально они создавались для игры в баскетбол. Можно быть уверенными, что их дети и внуки даже не будут знать, что в таких когда-то щеголял Джей Зи. Но все равно будут продолжать их носить.